«…В нем не хватает одной травки, которой у вас никто не знает. Она называется «чихай на здоровье». Без этой травки у «пирога королевы» не тот вкус, и твоему господину никогда не придется попробовать его таким, каким его делают у меня…»
/«Карлик Нос», В.Гауф/
Интересно открывать новые вкусы, новую еду, когда, казалось бы, уже все знаешь в своей родной округе. Ну чего еще можно открыть для себя, прожив полстолетия в одном и том же месте?
Я понимаю, например, когда, уехав куда-нибудь подальше от своего дома, километров этак за тысяч пять-десять, удивляешься разным блюдам и кулинарным предпочтениям тамошних аборигенов. Но здесь, под боком, буквально полчаса езды на автобусе – и вдруг обнаруживаешь что-то новое, еще тобой не открытое, не испробованное? Как такое возможно? А вот, оказывается, возможно!
И недавно со мной такое случилось.
Кстати, возвращаясь к заморской еде и ее дегустации. Побывав когда-то в Европах, я жалею только об одном – не попробовал я устриц. Странное дело, зная от знакомых и от телевизора, что, в общем-то, устрицы – так себе еда, на большого любителя (а кое-кто даже утверждает, что это откровенная гадость), я сильно жалею.
В принципе, можно найти устриц и тут, у нас, где море есть только на картинках, но все же это будут совершенно не те устрицы, каких я наблюдал с улицы, через окна, в ресторанах Парижа или Брюсселя.
Я видел, как их употребляют тамошние буржуа, аккуратно выковыривая вилкой желеобразную массу, поливая соком лимона и неспешно отправляя в рот, запивая белым французским вином.
В какие-то моменты у меня были большие позывы плюнуть на жесткую экономию небогатого содержимого своих карманов, зайти в один из таких ресторанов и заказать по-барски «порцию» устриц. Но жадность пересиливала, я шел понуро в магазин, чтобы купить пачку макарон, а к ней сардельку, чтобы не так было скучно жевать, думая во время обеда (а также завтрака и ужина) об устрицах.
Вот такая у меня несбывшаяся мечта, можно сказать, с детства.
Но возвращаюсь к тому, что недавно со мной случилось здесь, на родной земле.
А познал я вкус еще одной самсы!
Самса эта особенная, с начинкой не из мяса, а из травы (вегетарианцам – огромная радость и услада вкуса!).
Первый раз в жизни я видел эту самсу, поэтому внимательно рассматривал со всех сторон, препарируя вилкой, исследуя ее внутренний мир.
Имя ей – паркентская самса с травой мотор.
И траву эту я узнал тоже впервые.
Что за мотор такой? Почему мотор?
Мой коллега, живущий в Паркенте и угостивший меня паркентской самсой, долго мне рассказывал, как и что. Но я так и не понял, почему именно мотором зовется та трава.
Поиск в СЕТИ тоже не дал однозначных результатов, мало того, кроме травы «мотор» выдаются названия трава «матор» и трава «мадор».
Есть еще одна закавыка у этой травы.
Растет она в паркентских предгорьях только весной, в другое время ее не найти. Выглядит (по слухам), как длинные «жирные» стрелки зеленого лука.
Желая познакомиться с травой поближе, но не готовой, потушенной в самсе, а в «сыром» виде, я отправился на ташкентские базары. К большому моему сожалению, поход за травкой оказался безуспешным. На все просьбы показать мне траву мотор продавщицы разнообразной зелени только разводили руками: нет, кончилась, теперь только до следующей весны ждите.
Придется ждать, а пока можно смотреть на сделанные мной фотографии и вспоминать паркентскую самсу с травой мотор (матор, мадор или, может быть, как-то еще).
Некоторые подробности.
Тесто паркентской самсы очень тонкое, как у лаваша, и пресное. Форма квадратная, размер средний, объем «худенький», т.е. не «пышка», как большинство видов узбекской самсы , запечатывается конвертиком. Кроме травы внутрь самсы кладутся специи, все солится, иногда добавляются кусочки бараньего курдюка, или думбы.
Печется в тандыре.
Поскольку форма самсы неустойчивая из-из тонкого теста, квадрат часто складывают и получается треугольник.
Вот, собственно, и она сама, знакомьтесь!
Трава «мадор» («мотор») — это лук-слизун (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лук-слизун), внешне сильно напоминает обычный лук-порей.
Очень таинственная травка.
Спасибо за ссылку, Тимофей.
Я тебе могу устроить устриц в Ташкенте, всё как полагается, живые, в морской воде. Меня угостили в одном заведении. Пары штук для дегустации хватит. Честно говоря, мне понравилось, и вкус, и процесс, и как подаётся. Раковины домой притащил. На пару штук — не разоришься. Свистни.
Свищу!
После снятия гипса рванем.
И все-таки самса-модор, по-узбекски на латинице будет «somsa modor», Увидел это название сегодня в Паркенте на рекламном баннере одного тамошнего кафе.
Жаль, что эта «огромная радость и услада вкуса», этот особенный «внутренний мир» для гурмана-самсалюба — лишь далёкий сон весны..)
А близкий сон осени — самса с тыквой. Уже она началась.
Вот так у нас, Надюша, живем на изломах временных отрезков.
..Тогда можно тебя попросить — за меня самсу с тыквой вкусить?
И на изломе временных путей она сможет быть вдвойне вкусней.. 
Обещаю!
И покажу ее тебе здесь, во всей ее тыквенной красе!
..Во всей её рецепторной классоте — как Мэгги грушу описала Сету? (в «Городе Ангелов»)
И будет хитом самса из тыквы эта!! 
Точно, Надюша!
Наконец я добрался до этой травки. Вот она:

Только корневая часть немного острит, напоминая зеленый лук.
На вкус почти без вкуса.
Я понял: с возрастом трава мадор «матереет», становясь мясистее и ядрёней.
Вот она какая в середине апреля:
Теперь и вкус появился, слегка острый, но помягче, чем у зеленого лука.
Так воот, в чём дело и секрет! Я помню своё удивление — когда увидела мадор-букет то тонким, то вдруг в фазе расширения! Это и есть — травы взросление!
Я думаю, пока к ней доберусь я, трава уж вырастет в «бабусю»
и будет выразительней на вкус, особенно в тепле самсушки!

Сейчас самый период этой травки, продают её огромными пучками. Но не везде, нужно знать травниковые места на наших базарах. Я тебя, Родная, по ним проведу.